Торсинонная подвеска: мифы и реальность
Прочитано раз: 27291Что такое торсион?
Торсион (от фр. torsion — скручивание, кручение) — пружина в виде вала, работающего на кручение. Торсион, в автопромышленности, выполняют в виде длинного вала, обладающего малой крутильной жесткостью, или в виде нескольких последовательно соединенных валов, расположенных параллельно.
Немного истории
Торсионная подвеска пришла в автомобильную промышленность из военно-промышленного комплекса. Этот тип подвески нашел свое применение в производстве танков. Какие качества самые важные для военной техники? Качеств таких немного: износоустойчивость, простота конструкции, легкость и скорость ремонта. Для замены торсионного вала на танке Т-64 нужен всего один человек (прим. авт. см. «Наставление по танко-техническому обеспечению»).
В автопромышленности одними из первых торсионную подвеску стали применять французские инженеры. Вот некоторые модели автомобилей с задней торсионной подвеской: Citroen Saxo и AX, Peugeot 106 и 206. Немцы не отстали, на Фольксваген Т4 торсионы тоже используются, но в передней подвеске.
Торсионная подвеска
Торсионная подвеска остается популярной во многих современных автомобилях. При езде такая подвеска обеспечивает комфорт. Владельцы авто с торсионной подвеской хорошо отзываются о ходовых качествах: управляемость, прохождение поворотов – автомобиль как будто «приклеивается» к дороге. По таким характеристикам такие модели находятся на уровне дорогих марок автомобилей.
В задней торсионной подвеске Ситроен Саксо, колеса независимо подвешены на поперечных стержневых (торсионных) рессорах и гидравлических телескопических амортизаторах, установленных с наклоном назад. Дополнительным элементом такой подвески является стабилизатор наклонов и находится внутри балки подвески.
На рисунке: игольчатый подшипник балки запрессовывается в рычаг и одевается на "палец"
Миф №1. Задняя торсионная подвеска у «французов» требует ремонта каждые 60 тысяч пробега.
Периодического технического обслуживания задней торсионной подвески на Ситроен Саксо не существует. Перечень ТО-2 содержит пункт, в котором говорится о необходимости проверки состояния пыльников и резиновых уплотнителей. Это означает, что если на пыльнике балки задней подвески появились трещины, то необходима детальная диагностика состояния подвески. Таким образом, срок работы подшипников балки торсионной подвески зависит от срока службы пыльников. В среднем, это 120-150 тысяч километров пробега. Отечественные дороги вносят большие коррективы в эти значения. Множество выбоин и агрессивные вещества сокращают срок работы игольчатого подшипника балки до 50-60 тысяч километров.
Нет, не требует. Если следить за состоянием узлов задней торсионной подвески у Ситроен Саксо, возможно ремонт вообще не понадобится.
Миф №2 Торсионная подвеска не долговечна
Торсионные валы изготавливаются из специальной марки стали, прошедшей особую обработку. Такой вал производится с расчетом на весь срок эксплуатации автомобиля. Не зависимо от того, стоит автомобиль или передвигается, основная нагрузка приходится на ступичный подшипник рычага и торсионный вал. Степень нагрузки на игольчатый подшипник балки зависит от количества перевозимого груза и степени колебаний рычагов.
Нет. Если не вносить изменения в конструкцию и не перегружать автомобиль, то подвеска практически не «убиваема».
Продолжение следует…