Общие сведения: Рулевое управление
Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, механизма рулевого управления и поперечных рулевых тяг.
Рулевое колесо закреплено на рулевой колонке и передает усилие на зубчатую реечную передачу. Рулевой механизм крепится к подмоторной раме на двух шпильках, ввернутых в корпус механизма. Зубчатая рейка рулевого механизма с каждой стороны соединена с поперечной рулевой тягой посредством шарового шарнира. Рулевые тяги передают силу через рулевые наконечники и поворотные кулаки на передние колеса. Реечное рулевое управление обладает легким ходом и не имеет люфта при вращении рулевого колеса от упора до упора. Рулевое управление практически не требует обслуживания, однако следует постоянно проверять состояние защитных чехлов шаровых шарниров.
Рис. 7.0.1 Рулевая колонка: 1 – крепление рулевого колеса; 2 – крепление рулевой колонки к кронштейну; 3 – крепление кардана рулевого управления.
Для облегчения поворота рулевого колеса устанавливают усилитель рулевого управления. Он состоит из масляного насоса, бачка и маслопроводов. Насос с электрическим приводом подает масло из бачка под давлением к клапану, расположенному в рулевом механизме. Масляный бачок установлен на блоке электрического насоса, расход которого управляется компьютером. Клапан соединен с рулевым валом и подает масло в зависимости от направления вращения рулевого колеса в соответствующую сторону рабочего цилиндра. Масло давит на поршень зубчатой рейки и за счет этого поддерживает движение рулевого колеса. Одновременно поршень выталкивает масло с другой стороны рабочего цилиндра через возвратный трубопровод обратно в бачок.
Крепление трубок подвода масла к насосу и возврата в бачок производится с помощью зажима, связанного с трубкой подвода масла.
Уплотнитель ползуна рулевого механизма на перегородке моторного отсека со стороны салона обеспечивает звукоизоляцию, а также удерживает коврики и звукоизолирующее покрытие. Второй уплотнитель со стороны двигателя, закрепленный на корпусе рулевого механизма (или клапане гидравлического усилителя рулевого управления), обеспечивает герметизацию от попадания воды и пыли.
Рис 7.0.2 Рулевая рейка: 5 – гайка рулевого наконечника; 6 – штуцер гидравлической трубки на клапане; 7 – крепежный хомут на распределительном клапане; 8 – крепление распределительного клапана на рулевом механизме; 9 – соединение гидравлической трубки с рабочим цилиндром; 10 – шпилька рулевого механизма; 11 – гайка рулевого механизма; 12 – крепление шарнира рулевой рейки; 13 – контргайка регулировки рулевых тяг.
Рис 7.0.3 Узел электронасоса рулевого управления: 14 – крепление узла электронасоса на подрамнике; 15 – крепежный болт на узле электронасоса; 16 – крепление узла электронасоса на подрамнике.
Крепление рулевой колонки осуществляется гайками, которые навинчиваются на шпильки, установленные в опоре рулевой колонки. Нижняя часть имеет ползун, позволяющий облегчить установку, отказаться от регулировки и обеспечивающий складывание рулевой колонки в случае удара. В центральной части рулевого колеса установлена подушка безопасности для водителя. Подушка безопасности со стороны водителя входит в стандартное оборудование на всех моделях. Система безопасности приводится в действие при включении зажигания и активизируется датчиком замедления, включенным в блок управления. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Категорически запрещается проводить сварочные и рихтовочные работы на деталях системы рулевого управления. При установке необходимо использовать новые самоконтрящиеся гайки. При наличии неисправности в системе подушки безопасности в комбинации приборов загорается контрольная лампа. Возможные неисправности При попадании загрязняющих частиц в гидравлический контур системы усилителя рулевого управления возможно появление следующих неисправностей: - заклинивание рабочих органов системы; - блокирование и остановка механизмов; - утечки рабочей жидкости; - отказ в работе усилителя рулевого управления. Меры предосторожности Для доливки и заполнения системы используйте только свежую рабочую жидкость. Для заглушки отверстий клапанов и трубопроводов используйте специальные пробки или заглушки. Запрещается пользоваться любыми средствами для продувки гидравлического контура и деталей воздухом. Для каждого вида ремонта строго придерживайтесь следующих предписаний: - осуществляйте ремонт в идеально чистом помещении; - используйте только неворсистую ветошь.